В свете последней моды называть какую-то часть фанфиков апокрифами возникает множество вопросов, требующих обсуждения. И прежде всего - с какой стати?
Апокрифы (греч. apokryphos — тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон (не используются при богослужении).
Канон у нас имеется - это текст "Сильмариллиона" под редакцией Кристофера Толкина. Кроме канона имеется также огромное количество не вошедшего в редакцию материала, подчас весьма противоречивого по отношению к канону. Мы как читатели вольны верить той или иной версии, формировать на основе вариантов иные версии и создавать собственный личный "канон", который правильнее было бы назвать "фаноном".
Вопрос, является ли хоть одна из читательских версий апокрифом, остается открытым.
Апокрифы (греч. apokryphos — тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон (не используются при богослужении).
Канон у нас имеется - это текст "Сильмариллиона" под редакцией Кристофера Толкина. Кроме канона имеется также огромное количество не вошедшего в редакцию материала, подчас весьма противоречивого по отношению к канону. Мы как читатели вольны верить той или иной версии, формировать на основе вариантов иные версии и создавать собственный личный "канон", который правильнее было бы назвать "фаноном".
Вопрос, является ли хоть одна из читательских версий апокрифом, остается открытым.
Вопрос: какие тексты следует причислять к апокрифам?
1. К апокрифам стоит причислять только тексты Толкина? не вошедшие в "Сильмариллион" | 2 | (7.41%) | |
2. Апокриф - любой текст, излагающий иную версию событий или раскрывающий события канона с иных точек зрения. Читательский или авторский - не имеет значения. | 18 | (66.67%) | |
3. Апокрифы - только тексты, которые написаны читателями. | 7 | (25.93%) | |
Всего: | 27 |
Это явно не последняя мода. Это явно отголоски моды тех времен, когда не знали слова "фанфик". Однако я бы лично была не против, если слово "апокриф" прижилось бы в качестве названия особого "жанра" фанфиков (наряду с АУ).
все читательские тексты считать равноправными частями "фанона" - фанфиками
Фанфики уже делят на "жанры", почему бы еще один специфический "жанр" не выделить? Разумеется, на условиях равноправности.
- потому-что некоторые горе-филологи сочли себя равнее прочьих и равноправия уже не получится. Пожалуй чтобы научиться понимать друг друга и то что мы делаем - придется не выдумывать жанры, а объединить все в один и делить тексты по иным признакам.
Апокриф, как это ни парадоксально, должен основываться на хорошем знании фактов канона, но при этом эти факты выворачивать наизнанку. Должна соблюдаться фактология, но не "дух"
Слэш в апокрифы не пойдет хотя бы потому, что Толкин где-то писал о полном отсутствии в Арде нетрадиционной ориентации даже в варианте Искажения и пыток Моргота. Поэтому слэш=плохое знание канона, и в апокрифы не пойдет.
Масштабность апокрифа может быть разной. Можно ту же ЧКА написать, а можно - сказание на три абзаца о том, как Ниэнна в Харад приходила (я сейчас про валиэ Ниэнну, есличта
Апокриф должен быть сугубо в рамках описываемого мира. То есть кроссоверы отпадают.
Отделить апокрифы от АУ сложнее. Но мне кажется, что апокриф должен прежде всего грузить читателя всевозможными духовно-философскими проблемами, а не просто быть рассказом на тему "что было бы, если бы".
Будет ли их кто-то так называть сейчас - вопрос следующий, сложный и малоизученный.
Ну и натурально, Апокриф и "альтернативка" - вещи разные, хотя могут пересекаться. Смена идеологии не равна смене хода событий, хотя обычно вызывает добавление или "убавление" каких-то из них, - а смена курса событий может не иметь никакого масштабного идеологического обоснования (а, например, интерес "а что тогда получится?" или желание "хочу, чтобы герой выжил").
Кажется, для англоязычного фэндома,откуда к нам ползет "фанфовое" деление жанров, такие произведения и правда нехарактерны, так что отдельного термина не породили. А в наших палестинах имеется весьма осмысленное количество уже написанного, так почему бы не быть термину? Тот же "ООС", на мой взгляд, специфики не передает, сие может быть сказано и просто о плохо написанном персонаже, и об истории без идеологической составляющей и масштаба событий.
Их логично делят на "Тол-Эрессее" - eressea.ru/library/index.shtml , соответственно, - там и примеры того и другого.
Резюмируя - я таки считаю апокрифами именно жанр, а не все "тексты по мотивам" - наверное, ровно потому, чтопришлав фэндом тогда, когда в ходу было именно это определение. Но надо помнить, что было и другое, и что люди старофэндомские вполне могут использовать его. А то и вовсе упоминать "квенты" и "глюки"...
Слэш в апокрифы не пойдет хотя бы потому, что Толкин где-то писал о полном отсутствии в Арде нетрадиционной ориентации даже в варианте Искажения и пыток Моргота. Поэтому слэш=плохое знание канона, и в апокрифы не пойдет.
- А вариант, что Арда не первый и единственный мир до которого было лишь "Ничто" для апокрифа по Толкину пойдет? Как вы думаете?
А я как раз против этого названия. Слишком пафосно и совершенно неоправданно
если уж мы называем нечто "каноном", то существование "апокрифов" правомерно.
некоторые горе-филологи сочли себя равнее прочьих и равноправия уже не получится.
А kemenkiri дала ссылку на архив, где как раз реализовано разделение на жанры именно в этом ключе, и все равноправно. Да, я помню про попытку назвать апокрифами фанфики, удовлетворяющие неким критериям качества литературного произведения. Но вроде эта теория не получила развития, так что можно пренебречь.
объединить все в один и делить тексты по иным признакам.
По каким?
Джамини, у вас получилось скорее сложное и противоречивое техзадание на какой-нибудь конкурс)) Слишком много условий. Зачем, например, стилизация под канон для альтернативной трактовки? зачем маскировка? Это будет уже отдельная игра, в общем случае фанфики создаются с другой целью.
А если нужно строгое соблюдение фактов, то не понимаю, почему отделить апокриф от АУ сложно. По-моему, достаточно уже одного факта, противоречащего канону, чтобы определить фанфик как АУ (и ЧКА тоже будет АУ, там допущения уж никак не менее критичны, чем тот же слэш). Кроме того, в случае толкиновского фандома получается так, что апокриф по "Шибболету" будет АУ по отношению к напечатанному "Сильму" - так что соблюдение фактологии вообще сложный вопрос..
А кроссоверы в некоторых случаях создаются как раз для того, чтобы на события, описанные в каноне, взглянуть под другим углом.
kemenkiri
Их логично делят на "Тол-Эрессее" - eressea.ru/library/index.shtml , соответственно, - там и примеры того и другого.
спасибо за пример))
Вроде бы у Толкина где-то были версии, что Ариэн и Тилион, плоская Арда, единичность Арды как мира - это только эльфийская мифология и не больше. Поскольку непонятно, где Профессор все же был больше прав, то, наверное, такой фик все же вписывается в рамки Арды.
НО: остается вопрос, как эту теорию объяснять персонажам Арды, для которых все это есть непререкаемая истина. Так что нужен хороший развесистый обоснуй для такой версии.
Лично я не представляю, как вписать в такую Арду ту же Мелиан - ведь если не было Ариэн и Тилиона, то не было и Древ, не было и Валар с майар. А потомки Мелиан у нас имеются и вполне себе здравствуют.
Наверное, все зависит от формы обоснуя. Если принять за вариант, что не было никаких Валар - то это уже не апокриф, это атеизм в рамках Арды. Если какой-то другой обоснуй будет - милости просим, но другого лично я не вижу.
и ЧКА тоже будет АУ,
Там ООС, но что аУ, - сомневаюсь. Фактологии мы вполне себе следуем. Война Гнева была, Сильмарилы у Мелькора похищали... Что касается Эллери - где-то у Толкина была строчка про то, что были у Мелькора слуги, прекрасные обликом как эльфы, а внутри жутькие и злые...
Касаемо АУ. Кто-нибудь мне может ответить, является ли "После Пламени" апокрифом или все же фанфиком?
А Шибболет не читала, прошу прощения за необразованность.
Вроде бы у Толкина где-то были версии, что Ариэн и Тилион, плоская Арда, единичность Арды как мира - это только эльфийская мифология и не больше.
Напротив, он там говорит, что это людские предания, потому что эльфы, наставляемые Валар, знали истину.
Лично я не представляю, как вписать в такую Арду ту же Мелиан - ведь если не было Ариэн и Тилиона, то не было и Древ, не было и Валар с майар. А потомки Мелиан у нас имеются и вполне себе здравствуют.
Наверное, все зависит от формы обоснуя. Если принять за вариант, что не было никаких Валар - то это уже не апокриф, это атеизм в рамках Арды. Если какой-то другой обоснуй будет - милости просим, но другого лично я не вижу.
Не, не, не, Вы что-то путаете. В том тексте существование Ариэн и Тилиона не отрицается, и Древа есть, и Валар с майар. Самая ужасная идея в "Преображенных мифах" - что Солнце и Луна не произошли от Древ, и Солнце было с самого начала (Луну потом Валар сотворили), в т.ч. при живых Тельперионе и Лаурелине. Соответственно эльфы проснулись ночью, когда были звезды, а пробуждение людей не было связано с Солнцем.
- да но даже беглого взгляда на сами "апокрифы" хватит, чтобы понять насколько они противоречат канону - даже в самом общем смысле. разделение там весьма и весьма условное )))
По каким?
а вот это то и стоит выяснить.
Джамини, Вроде бы у Толкина где-то были версии, что Ариэн и Тилион, плоская Арда, единичность Арды как мира - это только эльфийская мифология и не больше.
- Источников много - найдите хоть один иначе не поверю ...
читать дальше
www.kulichki.com/tolkien/cabinet/kolzo_mo/mt.sh...
Сообразила по ходу обсуждения вдруг мысль: что *изначально* определение слова "апокриф" таки зависит от того, что у нас "канон"! (Логично однако!
- Если канон - это только часть текстов Толкиена, то остальные - апокриф, а все прочее - тем более апокриф (а то и не рассматривается в этом противопоставлении - вот не знаю, был ли в древнем фэндоме такой период??)
- Если канон - это тексты Толкиена в целом, то апокриф - это текст "по мотивам"
- Если "канон" - это не совокупность текстов (противоречащих друг другу), и даже не совокупность фактов (где тоже возможны варианты!), а совокупность каких -то закономерностей мира, какой-то идеологии - то апокриф это такой текст, который отвергает эти положения...
А дальше я осознала, что у Кинн совсем другое противопоставление6 "апрокриф - фанфик". Взят "исторически существовавший" термин и интерпретирован иначе.
Одна беда - еще немало в фэндоме народу, которые могут употреблять слово "апокриф" в одном из первых трех значений.... И притом УЖЕ немало в фэндоме народу, которые в упор не знают старых определений.... Однако ждет нас терминологическая путаница, примерно как с 4мя значениями слова "феаноринги"...
*
iezekiil, кстати, любопытно, что раздел "Альтернативки" добавлен там куда позже, чем "Апокрифы". Там и по "среднему возрасту" текстов это заметно...
Мне кажется, что определение "альтернативки" надо обдумывать ввиду специфики нашего фэндома. А она у нас только усложняет этот процесс. Потому что первоисточник имеет кучу версий, причем окончательного авторского слова на тему, что считать окончательной, у нас по большей части всего нет. Да, знаем, то-то собирался изменить - но проблема не только в том, что не собрался, а и в том, что недо-продумал, и желающий применить "версию круглой Арды" на практике огребет до фига трудностей. (Арторон делал доклад на тему примирения "круглой Арды" и известных нам фактов, и так я осознала, что там очень много домысливать самому).
Поэтому все-таки странно объявлять текст на основе "Шибболета" "апокрифом" или даже "альтернативкой".
Есть, например, варианты фактов и событий примерно равно распространенные по фэндому, и не скажешь, какой "законнее" - Гил-Галад из Второго или из Третьего Дома; Келегорм светло- или темноволосый...
Мне кажется, тут подошло бы слово "версия". Оно мне, кстати, встречалось в зарубежных текстах (с именем автора, от которого почему-то отделяется восклицательным знаком), но скорее в отношении каких-то фактов, которых конкретный автор использует в своих фанфах, из текста в текст, а другие могут заимствовать:
"The Pony!verse Anaire is quite different from the Felak!verse Anaire, but I really like her..." (пишет читатель)
"I am using my Felak!verse version of Rumíl." (пишет автор)
"In this story arc, the reason for Caranthir's volatile temper is that he is a stronger telepath and empath than is necessarily good for him. This is originally a Felak-verse concept, of course. My version of Caranthir tends to cope less well than Dawn's does, though." (пишет автор, использующий концепт другого автора - кстати, весьма оригинальное объяснение скверного характера Карантира! - хотя "не моё")
Так что тут я бы применяла варианты "версия Лостов", "версия Шибболета", "версия женатого Маглора"...
Еще бывают альтернативки-по-незнанию. Не всегда порицабельному - текстов много, доступность их различна, а иногда кое-каких критичных подробностей в том же Сильме нет. Т.е. одно дело, если про оборону Химринга до самой Войны Гнева пишут, сознательно отбрасывая утверждение из "Серых Анналов", что он оставлен после Нирнаэт, другое дело - не зная об этом факте.
Ну так вот все это, на мой взгляд, не альтернативки в строгом смысле. Последними я бы числила тексты, где автор намеренно меняет ход событий от известного ему варианта. Причем либо ход событий в целом, либо достаточно важные его моменты. Отдельные "альтернативные" вроде бы моменты, любезные автору, могут благополучно не менять ни первооснов мира, ни хода событий (например, та же масть Келегорма).
Интересный вопрос... У меня такое впечатление, что это гибрид того и другого, потому что Мелькор и Ангбанд там явно "неклассические", причем именно концептуально, а не по событиям, вастаки тож своеобразные...
Кстати, вот еще наблюдение. ЧКА от первой версии к третьей эволюционирует в сторону большей "алтернативности". В последней и Феанор погиб иначе, и Маэдрос на скале не висел...
А Шибболет не читала, прошу прощения за необразованность.Джамини, весьма советую! Вносит в голову много "вкусных" подробностей по миру... и несколько ежей под череп, т.е. "неклассических" версий событий, с которыми уже каждый сам решает, что делать.Дают, например, тут
вроде не бездельники и могли бы жить
нам бы понедельники
апокрифывзять и отменить(Глоссарий нам нужен, глоссарий!!!)
ага ))) да еще такой, чтобы никого не вывернуло - как меня от этой секты ))) А вообще все пока говорит за то, что народ не желает признавать авторство и хочет полностью офольклорить авторский текст с возможностью любую свою басню без-затей включить в общий канон, чем и занимается. Это конечно закономерно, но это такое невежество нереальное ... сорри - все эти басни годились для помирающего СССр, но сейчас не канает оно совсем.
хочет полностью офольклорить авторский текст с возможностью любую свою басню без-затей включить в общий канон, чем и занимается
что ты имеешь в виду? как будет выглядеть результат этой вражеской деятельности? что такое "общий канон"?
вот феанор тоже гнал про "th" а ведь правду гнал- Да понравилось и понравилось не надо включать ЧКА в Сильмариллион ни как "апокриф" ни как версию и тем более делать сильно загадошное лицо, как одна барышня на полигоне ВЭ, когда я ей сказала, что Мелькор - зло. Все эти розовые сопливые глюки к Толкину отношения не имеют .
Какой тут порядок тебе нужен? Единогласное признание, что авторский текст круче?
- ровно адекватного отношения к читательским версиям как к читательским, а не вариантам авторского - ибо уже есть свернутые мозги, которые не различают настолько, что общение весьма затруднено.