Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
19:58 

О Льюисе и Толкиене

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Внимание! Все нижесказанное - большая имхастая имха!

Я очень люблю Льюиса. Почти так же сильно, как и Толкиена - а читал я Льюиса наоборот, позже, и потому это отнюдь не "первая любовь самая сильная".
И меня всегда завораживало сходство этих двух миров - мира Нарнии и мира Арды.
Нет, не в том, что короли и королевы носили подозрительно нуменорские имена, не в Королеве-Лебеди, которая почему-то стойко с кем-то (и не помню уже, с кем) у меня сцепилась в восприятии, не в том даже, что мир Нарнии спет.

Мне кажется, главное сходство - в том, что эти миры живут по одним и тем же законам. Мир Льюиса, как и мир Толкиена, создан разумной и благой силой, и находится в управлении этой силы. Но она, эта сила, деликатна: она не лезет первая в драку, давая людям жить по их людскому произволению.
Она вмешивается, когда зло извне, непостижимое и непосильное для людей, приходит и начинает вредить. Но уничтожив это зло, Сила уходит, предоставляя людей самим себе.
История с Нарнией-под-Тельмаром мне напоминает освобождение хоббитании - и по стилю, и по духу. В мир героической сказки вторгается современность, и худший род этой современности - будь то развитой до состояния маразма капитализм или военный коммунизм. Но героическая сказка должна изжить это сама, без помощи извне - и только если она готова к этому, помощь придет.

Мир Нарнии - это, по сути, та самая Эра Людей (лично в моем восприятии). Когда чудеса еще не совсем ушли, но уже умалились, а боги уже далеко, на краю света.
И светлым обетом Арды Исцеленной мне кажется "Последняя битва" - потому что в стране Аслана слишком есть место и для Арды.

И я уже молчу про ту Страну Аслана, которая лежит за морем, где правит Император Заката. Это-то уже прямо пасхалка.

Вот такая путаная мысль.

@темы: Читальня

Комментарии
2012-06-09 в 20:14 

Тао2
недобрый христианин
Как по мне - неудивительно, что эти миры перекликаются - авторы вполне дружили и общались) есть и различия, в тоне и частично в атмосфере, и идеологически есть нюансы, но в принципе эти миры, имхо, друг другу практически не противоречат...

2012-06-09 в 20:21 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
а мне кажется, что при общем источнике у них были разные подходы и за счет этого получилось два совершенно разных мира. Мир Льюиса видят лишь избранные, и лишь избранные из избранных первыми видят в нем творца. В мире Толкина Валар материальны и если явились, то их видят все. Мир Толкина - материален в нем материально все включая феа эльдар, которые томятся в Мандосе. В Арду нельзя сбежать и из нее тоже нельзя выйти - даже "загрань" так же материальна в Эа. Мир Льюиса - идеален, он существует вне времени и пространства в страну Аслана уходят, сначала на время, потом на всегда как то и случилось в конце 7й книги со всеми детьми кроме Сюзен, которая осталась в материальном мире в Америке и не погибла в катастрофе. Даже в том, что касается западных пределов. В Нарнию к Аслану уходят верующие в него ... а На заокраинный Запад лишь те, кому суждено там успокоиться в вечном существовании.

эти два мира существуют паралельно, как материалистический и идеалистический подходы.

2012-06-09 в 20:29 

Тао2
недобрый христианин
Girdle of Melian, в некотором роде да, но, скажем, моральные приоритеты сходны - частично.

2012-06-09 в 20:41 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Тао2, ну как бы общечеловеческое должно сходиться в одной точке - иначе мы не выживем. я только о разности строения мира. Нарния - она во многом в голове живет и у героев тоже, а вот Арда она просто место обитания и сколько не выпадай из этого шкафа - никуда не денешься. Да и само зло в Нарнии несколько другое, чем в Арде. Колдунья - противостоит Аслану, но при этом она не разрушительна, как Мелькор... она просто - иной путь развития. Хотя даааа сейчас меня закидают тапками поклонники ЧКА и Эстель ... берите тапки, господа - Мелькор разрушитель и никакого порядка в нем нет. А вот при колдунье (или Таш как в седьмом томе) мир живет в состоянии анабиоза, но живет.

2012-06-09 в 21:33 

Тао2
недобрый христианин
Girdle of Melian, ок, тут соглашусь. Плоскость иная. И это во многом из-за несколько разного целеполагания авторов: Толкиен создавал синтетический миф, Льюис - притчу о Вере. Это если совсем грубо.

2012-06-09 в 21:44 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Тао2, ага тут согласна с тобой на 100%. я не знаю на самом деле создавалась ли Нарния как "библия для малышей" но для многих детей именно этим сказка Льюиса стала - по крайней мере для моих ровесников.

2012-06-09 в 21:55 

Тао2
недобрый христианин
Girdle of Melian, были бы у меня дети - я б им с этими целЯми Нарнию и читал бы))))))))

2012-06-09 в 22:00 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Тао2, а я бы поостереглась. все же запарная книжка полная приятных во всех отношениях ересей. я тут вообще отожгла недавно. надо было купить "Библию" - я зашла в церковную лавку - смотрю там их с десяток разных на полке - говорю продавщице "дайте мне ту которая по ГОСТу" она чуть в обморок не свалилась.

2012-06-09 в 22:03 

Тао2
недобрый христианин
Girdle of Melian, ну так именно...)))) в церковной лавке насуют "правильных" няшностей, а здесь - чисто дать ощущение, что где-то есть твоя "тайная комната", "Нарния" и т.п. Нюансы теологии можно потом по ходу поразъяснять, по мере пробуждения интереса...

2012-06-09 в 22:07 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Тао2, я в детстве восприняла совершенно по-другому. правда мне выдали книгу с комментарием "антифашистская литература" ... так что Лев меня конечно повеселил по-началу, но идеями анти-тоталитаризма я успела разжиться в 8 лет

2012-06-09 в 22:14 

Тао2
недобрый христианин
Girdle of Melian, а я прочел в 22, что ли)))) Мне ее еще выдали на почитать со словами, что "там вроде есть какие-то христианские намеки"))))) Я поржал, ибо намеки были весьма толстые и прозрачные)))) Но читать было приятно.
*антитоталитаризм мне завезли, кажись, в утробе матери:))))) Сколько себя помню - терпеть такое не мог)))))

2012-06-09 в 22:21 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Тао2, а мне пока в школу не пошла было пофиг на тоталитаризм и дедушку ленина ))) у нас мелких в 5-6 лет завелась естественная религия с подобием валарятника ))) непробиваемая для всяких там реальностей жизни.

2012-06-09 в 22:24 

Тао2
недобрый христианин
Girdle of Melian, а я года в четыре как что-то про революцию услышал, так и ... того)))))) В школе все только укрепилось)))))
Надо же, своя религия... Круто) *я просто сам себе сказки выдумывал))))

2012-06-09 в 22:27 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Тао2, революция это чуть позжее. я животное лесное - все детство трепалась с деревьями и верила в то что они отвечают... впрочем сейчас почти ничего не изменилось. сказки - чуть позже пошли...

ну признайся - мы ведь так и продолжаем их себе придумывать ... и не перестанем никогда

2012-06-09 в 22:48 

Тао2
недобрый христианин
Girdle of Melian, :)

Вестимо, придумываем. И будем, пока способны хоть как-то мыслить) Я уж точно))))

2012-06-09 в 22:59 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Тао2, я от последней избавляюсь уже посредством записывания ... вот кстати в Нарнии моя душа никогда не жила. не получалось - оно выталкивает.

2012-06-09 в 23:17 

Ассиди
"Наилучшие пожелания от нелюбителей руссероба", - сказал Робб Старк, пронзая мечом сердце Русе Болтона.
А я к Толкину пришла после Льюиса как раз... прочтала "Космическую Трилогию", потом "Нарнию" и так захотелось еще в таком же духе!

2012-06-09 в 23:24 

Тао2
недобрый христианин
Girdle of Melian, а я вот редко записываю... Да и ни по каким реальностям, кроме Арды, и не пишу - хватает текстов как они есть, свое не вкладывается)
Ассиди, и так бывает)

2012-06-09 в 23:24 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Ассиди, автор поста как я понимаю прошел тот же путь.

2012-06-09 в 23:27 

Тао2
недобрый христианин
Girdle of Melian, не, автор поста читал Льюиса после.
*задумавшись... а я - раньше. Но связки никакой не образовалось.

2012-06-09 в 23:28 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Тао2, я в некоторых текстах могу годами жить

2012-06-09 в 23:48 

Тао2
недобрый христианин
Girdle of Melian, я тоже - вон, из т-фэндома уже 13 лет не вылезаю)))))

2012-06-09 в 23:51 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Тао2, выставку твою жду жду жду жду ... (((

2012-06-09 в 23:54 

Тао2
недобрый христианин
Girdle of Melian, в лориэне? Ну вот отбегаете политику - и как-нить соображу))))))

2012-06-10 в 00:03 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Тао2, Оккупай это надолго, но он в парке а на Таникветили тихо ...

2012-06-10 в 00:04 

Тао2
недобрый христианин
Girdle of Melian, :)))))) Подумаю. сам понимаешь, контекст такой контекст, т.е. к чему ее лепить?:)

2012-06-10 в 00:10 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Тао2, ни к чему
оккупай это просто оппозиционный лагерь - кроме него в лориэне кучу мест в том числе и дюже культурных

2012-06-10 в 00:13 

Тао2
недобрый христианин
Girdle of Melian, ) Короче, технически это просто отдельныый тред)))) просто по ходу я с пяток уже тогда вывешивал...

2012-06-10 в 00:18 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Тао2, ну делаешь свой тред с вечеринкой и выставкой )))

2012-06-10 в 00:20 

Тао2
недобрый христианин
Girdle of Melian, понял) Выдохну, свалю выставки - и попробую)

2012-06-10 в 00:41 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Тао2, а я все никак палатку поставить не могу )))

2012-06-10 в 02:13 

Тао2
недобрый христианин
Girdle of Melian, работа доставляэ?:))))

2012-06-10 в 11:08 

naurtinniell
Я подчинился зову сердца, Но, как обычно, голова По результатам оказалась Права.
Да, комменты хороши сами по себе, но я все-таки выскажусь по теме исходного поста...

Разумеется, Льюис и Толкин мыслили очень похоже и в то же время по-разному: Толкин католик, Льюис - протестант. В "Нарнии" это местами очень сильно выпирает: главное - вера. "Человек спасается своей верой", как писал Лютер. В мире же Толкина веры мало, потому что у тех же эльфов есть больше - знание. И важны конкретные поступки. Это уже - католичество.

Но если забыть о таких нюансах, то оба автора в общем схожи в мировоззрении (что бы там ни писали по поводу бедного Толкина некоторые православнутые критики, мне такое попадалось...). Только вот Толкин пишет эпос, проникнутый его идеологией (которая для Профессора естественна и органична), а Льюис - сказку-апологию. А раз детская книжка, то все надо очень тщательно разжевать.

Что до схожести сюжета... Творение Песней - очень красивый образ, возможно, они даже обсуждали его вместе, только реализовали немного по-разному. А сюжетные повороты, думаю, чистой воды совпадения. Или схожий образ мысли.

Вот Girdle of Melian довольно интересно подметила, что Арда - мир замкнутый, а Нарния - мир для избранных. Честно говоря, мне кажется, что это просто вытекает из жанров произведений. Да и вообще Льюис очень любил "попаданцев", достаточно вспомнить "Космическую трилогию", если кто-то читал. Там тоже главные герои попадают в иные миры (хотя вот там Льюис ходит, имхо, на грани дозволенного. Нарнийского прожектора ему не хватило, он искусственное Солнце зажег:))

2012-06-10 в 13:41 

Гэленнар
Не знал, что мы проиграли войну еще и Артедайну
Похоже, похоже... когда мне было 13, что Сильм, что Хроники Нарнии вызвали у меня одинаковое отвращение :alles:

2012-06-10 в 17:47 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Тао2, ага - работа - орков мать!

naurtinniell, ну если целых два человека временами были духовно настолько близки (а Толкин и Льюис действительно близки) то разумеется не может не случиться так, что их творения носят много общего, но различия настолько очевидны... ах даааа! еще и Льюису "повезло" посмертно нарваться таки на Диснея в экранизаторах ... Думаю Толкин сейчас над ним смеется.

Melwyn, гыгы. а мне выдали Льюиса и почему-то запугали Толкином - де народ после этих книг с ума сходит ... и только сейчас в нашем дурдоме - я наконец могу себе искренне признаться, что это действительно так!

2012-06-10 в 17:52 

naurtinniell
Я подчинился зову сердца, Но, как обычно, голова По результатам оказалась Права.
Girdle of Melian, учитывая, что Толкин нарвался на Джексона... Нет, спасибо, мне лучше Диснея.

А вот то, что от Толкина сходят с ума - факт)))

2012-06-10 в 18:43 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
naurtinniell, неее хуже Диснея только слэшерицы пятнадцатилетние )))

2012-06-10 в 18:51 

naurtinniell
Я подчинился зову сердца, Но, как обычно, голова По результатам оказалась Права.
Girdle of Melian, это хуже всего чего угодно)))
Но имхо - ПиДжей порядково хуже.

2012-06-10 в 19:44 

Girdle of Melian
всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
naurtinniell, вот могу под это тему в оккупае открыть и будем рубиться пока не устанем - я настолько отрицательно отношусь к диснеесценаристам что переубедить меня смогут лишь очень веские аргументы ...

так открывать нам тему?

2012-11-05 в 13:01 

Jedith
...не терпит суеты.
Лэй Чин, "Мир Нарнии - это, по сути, та самая Эра Людей (лично в моем восприятии). Когда чудеса еще не совсем ушли, но уже умалились, а боги уже далеко, на краю света".

Попадание точно в сердце моей имхастой имхе. Как хорошо, когда оно так совпадает!
:):)

   

Лориэн

главная